На тракторах ВТЗ-2048 и ВТЗ-2048А применена механическая (ступенчатая) трансмиссия включающая сцепление, коробку передач, рукава с тормозами и бортовые передачи.
Коробка передач - механическая, реверсивная. Предусмотрено шесть передач для движения трактора как вперед, так и назад. Кроме того, коробка передач обеспечивает также две замедленные передачи для движения передним ходом.
Трансмимссия трактора обеспечивает диапазон скоростей от 1,52 до 23,86 км/ч и тяговое усилие от 437 до 2098 кгс. Сцепление трактора обеспечивает разъединение и плавное соединение трансмиссии с дизельным двигателем. На тракторах двухдисковая, фрикционная, сухая, постоянно замкнутого типа, с отдельным диском на привод ВОМ
Особенностью конструкции сцепления является наличие второго потока мощности от двигателя через маховик и кожух сцепления к шестерням привода насоса гидравлической системы. Независимо от того, включено или выключено сцепление, мощность передается от работающего двигателя к гидравлическому насосу.
Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя к задним ведущим колесам трактора, а также к активным рабочим органам агрегатируемых машин.
В одном корпусе с коробкой передач расположены главная передача и межколесный дифференциал с двумя сателлитами. Корпус коробки передач и бортовые (конечные) передачи соединены тормозными рукавами, которые оборудованы двумя дисковыми тормозами и работающие независимо друг от друга.
К меньшим фланцам рукавов крепятся картера бортовых передач в которых размещены конечные передачи трактора.